В Брянске откроется выставка живописных и графических произведений Меера Аксельрода, предоставленная Фондом Александра Печерского
Опубликовано в издании «»
Выставочный проект «Немецкая оккупация» – одно из направлений работы фонда Александра Печерского по увековечению памяти о героизме и трагедии советского народа в Великой Отечественной войне. Проект посвящен скорбной и до сих пор не до конца изученной странице истории войны – жизни десятков миллионов советских граждан в условиях нацистской оккупации 1941-1944 гг.
Цикл художественных работ М. Аксельрода в основном был создан в годы войны, в 1942-1943 гг. в Алма-Ате, где мастер работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Встречаясь с беженцами из Польши и Белорусской ССР, он выслушивал их рассказы о том, чему они стали свидетелями. Ужасы войны потрясли Аксельрода настолько, что он создал одну за другой десятки картин, рисунков, эскизов с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели».Эта серия гуашей и акварелей представляет собой единственный большой цикл работ о жизни и смерти советских людей под игом нацистской оккупации, созданный художником непосредственно во время войны.
После войны автор занимался иллюстрацией книг, брался только за те, авторы и темы которых были ему особенно близки: М. Лев, Л. Квитко, Р. Рубина, Г. Смоляр… в них поднималась тема страданий и героизма советских людей в оккупации, в плену…
В 1960-х годах М.Аксельрод написал несколько больших работ темперой, объединенных в серию «Гетто».В 1968 г. во время проведения персональной выставки в Ростове-на-Дону он познакомился с А. Печерским, узнал его историю и под впечатлением написал единственный прижизненный портрет героя.
Долгое время о существовании коллекции было неизвестно. Ее обнаружили родственники художника лишь в 2000-х гг.В настоящее время коллекция экспонируется как в России, так и за рубежом. Эмоциональные отзывы зрителей говорят о ее востребованности и высокой социальной значимости.
Коллекция под общим названием «Немецкая оккупация» насчитывает около сотни графических и живописных работ. Готовятся к проведению новые выставки в городах Орел, Калуга, Великий Новгород, Белгород и др.По мотивам работ из цикла «Немецкая оккупация» был создан одноименный проект с видеороликами об оккупации областей Российской Федерации, который стал частью масштабного всероссийского проекта «Без срока давности».
В экспозиции представлены более сорока подлинных графических и живописных работ М. Аксельрода.
Аксельрод Меер Моисеевич (1902-1970) – советский художник, график, живописец, сценограф. Первые уроки рисунка получил в г. Тамбове, где поселилась его семья (1916-17 гг.). В 1919 г. ушел добровольцем в Красную Армию, работал чертежником в Управлении связи Западного фронта в Минске, потом в Смоленске. Здесь продолжил художественное образование – посещал изостудию Пролеткульта, руководимую В.Ф. Штранихом. После гражданской войны жил в Минске. Учился во Вхутемасе на графическом факультете. Среди его учителей – П.Павлинов, С.Герасимов, Ф.Фаворский. По окончании института жил и работал в Москве. Член общества «4 искусства», «ОСТ», МОСХа. Активный участник многих выставок. Преподавал во Вхутеине, Текстильном институте. В 1972 г. в Москве состоялась персональная (посмертная) выставка художника, показанная потом в Ленинграде и в Смоленске (1973 г.).
Печерский Александр Аронович (1909-1990) – техник-интендант РККА, участник Великой Отечественной войны, организатор единственного успешного восстания в немецком лагере смерти Собибор 14 октября 1943 г.
Фонд Александра Печерского занимается увековечением памяти участников Сопротивления в нацистских концлагерях, подпольщиков, боровшихся с нацистами, и жертв немецкой оккупации.Задачами Фонда является вывод темы памяти узников концлагерей, героев лагерного сопротивления на международный уровень; противодействие попыткам фальсификации и искажения истории Второй мировой войны, умаления и замалчивания роли красноармейцев в лагерных восстаниях и освобождении концлагерей.